суббота, 6 октября 2018 г.

Инф. к теме: Лица, обращающиеся в суд для защиты своих интересов


Уважаемые студенты 3 курса 2 потока (4 группы)!
Представляю вам задание для подготовки к очередному занятию по гражданском процессу по теме: "Лица, обращающиеся в суд для защиты своих интересов". На данное занятие отводится по плану - 2 часа.

План занятия:
1.  Понятие сторон в гражданском процессе, их процессуальные права и обязанности.
2.Процессуальное соучастие (основания и виды). Процессуальные права и обязанности соучастников.
3.Замена участников процесса в гражданском процессе. Условия и порядок замены ненадлежащего ответчика. Процессуальное правопреемство (понятие и основания). Отличие процессуального правопреемства от замены ненадлежащего ответчика.
4.Понятие и виды третьих лиц, их характеристика.

Контрольные вопросы по теме:
На какие группы делятся субъекты гражданских процессуальных правоотношений?
Раскройте состав лиц участвующих в деле.
Раскройте процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Дайте понятие  гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность.
Дайте понятие сторон в процессе.
Раскройте процессуальные права и обязанности сторон.
Понятие и виды соучастия?
Понятие ненадлежащего ответчика и последствия замены ненадлежащего ответчика в гражданском процессе?
Процессуальное правопреемство в гражданском процессе: понятие и основания?
Назовите отличия институтов замены ненадлежащего ответчика и процессуального правопреемства?
Понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе?
В чем различия между видами третьих лиц?
     
Методические рекомендации к теме
Гражданское процессуальное законодательство не содержит перечня участников гражданского процесса. В законе имеется лишь указание на состав лиц, участвующих в деле (гл. 4 ГПК) и судебных представителей (гл. 5 ГПК).
Принято участников гражданских процессуальных правоотношений делить на три основные группы:
1) суд, иначе еще называют лица, осуществляющие правосудие;
2) лица, участвующие в деле;
3) лица, содействующие осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, помощник судьи,  секретарь судебного заседания, представители в суде (в отношении них в науке процессуального права ведутся дискуссии).
Все названные субъекты различаются между собой исходя из занимаемого процессуального положения, объема процессуальных прав и обязанностей, порядка вступления в процесс и т.д.
Для правильного определения процессуального положения участников необходимо обратиться к нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (Гражданского, Семейного, Жилищного, Трудового и других кодексов), нормам ГПК РФ.
Суд, среди названных субъектов, занимает руководящую роль, поскольку без суда не возможно говорить о гражданских процессуальных правоотношениях. Суд основной участник процесса. Значение суда и судей как носителей судебной власти закреплены в Конституции Российской Федерации (гл. 7), Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Законе РФ «О мировых судьях» и иных нормативных актах.
Лица, участвующие в деле, — это те участники процесса, которые имеют как материальную, так и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела и выступают в процессе от своего имени и в защиту своих интересов. В свою очередь они подразделяются на две большие группы.
К первой группе относятся - лица, обращающиеся в суд для защиты своих интересов. Сюда входят стороны и третьи лица. Для них характерно участие в процессе в защиту своих интересов, от своего имени, а также наличие юридической заинтересованности (материально- и процессуально-правовой) в исходе дела. Эти участники процесса обладают наибольшими правами и обязанностями в процессе.
Вторую группу составляют лица, обращающиеся в суд для защиты интересов других лиц. К ним относятся: прокурор (ст. 45 ГПК РФ), государственные органы, органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане (ст. 46 ГПК РФ). Для них характерно наличие только процессуально-правовой заинтересованности в исходе дела, они выступают в процессе в защиту чужих интересов и от своего имени.
Стороны. Сторонами в гражданском процессе являются: истец и ответчик (ст. 38 ГПК). Их отличительная черта — наличие между ними спора о праве. Обе стороны — субъекты спорного материального правоотношения. Их гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность определяются законом (ст. 36, 37 ГПК РФ; ст. 21, 26, 28 ГК РФ).
Основной признак сторон — это то, что они являются предполагаемыми субъектами спорного материального правоотношения, поскольку это должно быть установлено решением суда.
Закон определяет процессуальные права и обязанности сторон. Они делятся на общие и специальные (ст. 35, 39 ГПК). Объем и содержание их процессуальных прав и обязанностей шире, чем у других участников процесса. Особое внимание следует обратить на диспозитивные, т.е. распорядительные права сторон.
Важное значение имеет институт замены ненадлежащего ответчика (ст. 38 ГПК). Ненадлежащая сторона — это сторона процесса, в отношении которой исключается предположение, что она является субъектом спорного материального правоотношения. Следует обратить особое внимание на условия замены ненадлежащего ответчика и правовые последствия отсутствия условий этой замены.
Процессуальное соучастие — это одно из осложнений процесса по субъектному составу. Процессуальное соучастие — участие в одном процессе нескольких истцов или ответчиков, права и обязанности которых не исключают друг друга.
Процессуальное соучастие может быть как на стороне истца, так и ответчика. Важно знать основания соучастия, а также виды соучастия (по субъектному составу, по характеру спора).
Процессуальное правопреемство. Институт процессуального правопреемства регламентируется ст. 44 ГПК. Процессуальное правопреемство — это замена одной из сторон процесса другим лицом правопреемником происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу определенных обстоятельств переходят к другому лицу, которое ранее не участвовало в процессе.
Необходимо знать, что основой процессуального правопреемства является правопреемство в материальном виде. В связи с этим надо изучить, в частности ст. 58, 61, 68, 387, 388, 391 ГК РФ.
Важно уяснить, чем отличается процессуальное правопреемство от замены ненадлежащего ответчика.
Третьи лица. Закон различает два вида третьих лиц: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК), и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 43 ГПК). Отличие их состоит в том, что они занимают различное процессуальное положение, которое обусловливает порядок их вступления в процесс и основания вступления и участия в процессе. У них различные процессуальные права.

Задание для самостоятельной подготовки по теме

Задачи
№ 1
Супруги Холодовы А.В. и М.Н. обратились в суд с иском о расторжении брака. Исковое заявление было подписано обоими супругами.
В исковом заявлении было указано, что одним из оснований для предъявления иска является то обстоятельство, что каждый из супругов создал вторую семью и в настоящее время они проживают раздельно, каждый на жилой площади своих фактических супругов.
Помимо требования о расторжении брака в исковом заявлении содержалась просьба о разделе совместно нажитого имущества, в состав которого входила и приватизированная квартира.
При подготовке дела к рассмотрению судья выяснил, что в составе имущества, подлежащего разделу, имеется указание на холодильник и стереосистему, которые временно находились в квартире и принадлежали сестре Холодовой М.Н. — Проскуриной Л.Н., которая, однако, не знала о том, что в производстве суда находится дело о расторжении брака Холодовых.
Что касается детей Холодовых — дочери Надежды 9 лет и сына Сергея 11 лет, то родители указали, что ими достигнута договоренность о том, с кем они будут проживать после расторжения брака их родителей.
Однако до рассмотрения дела по существу в суд поступило заявление от сына, в котором он просил суд удовлетворить его просьбу о том, чтобы вопрос о месте проживания его и сестры после расторжения брака родителей был решен при рассмотрении дела в суде.
Определите процессуальное положение лиц, участвующих в данном деле.

№ 2
Максимов обратился в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.
В качестве ответчика он просил привлечь Лебедева, управлявшего автомашиной в момент аварии.
Ответчик при рассмотрении дела пояснил, что в момент аварии он управлял автомашиной по доверенности. Автомашина принадлежала Романову.
Как должен поступить суд? Определите процессуальное положение участников процесса?

№ 3
Подростки Леонов (16 лет), Сергеев (14 лет) и Абрамов (11 лет) ночью пасли табун лошадей.
В темноте одна из лошадей оказалась на шоссе. В это время проезжал Липочкин на мотоцикле.
Поскольку лошадь была стреножена, она не успела освободить проезжую часть шоссе. Липочкин мотоциклом наехал на лошадь, получил увечье, а также сломал мотоцикл.
Организация, которой принадлежал табун лошадей, предъявила иск к подросткам и к владельцу мотоцикла о взыскании стоимости погибшего животного.
В процессе рассмотрения дела в суде выяснилось, что мотоцикл был взят Липочкиным самовольно из гаража садоводческого кооператива.
Определите состав лиц, участвующих в деле. Кто является надлежащим ответчиком?




8 комментариев:

  1. Задачи выставлены по теме все, но вам следует решить в отдельных тетрадях, в развернутой форме именно те, которые были даны для каждой академической группы. По желанию студенты могут решить и все. Это только приветствуется мною)

    ОтветитьУдалить
  2. Зульфижат Зубайриевна, здравствуйте! Я Староста 2 группы, хотела бы уточнить, нам на завтрашний семинар, какие именно задачи решить? Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Патимат. Если Вы заметили задачи были ошибочно продублированы. Я удалила их. Поэтому, предлагается решить все три.

      Удалить
  3. Блог супер !! Очень познавательный!!!! Спасибо вам

    ОтветитьУдалить
  4. Вы просто замечательная преследовательница! На ваших парах просто интересная и познавательная атмосфера, и баллы вы не жалееете, спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересный предмет и преподаватель. Время на Ваших парах летит незаметно, настолько понятно и легко объясняется материал!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо всем за теплые слова. Я буду стараться, но без вашей помощи я не смогу совершенствоваться. Поэтому, рассчитываю на вашу тщательную подготовку к практическим занятиям, дабы улучшить качество освоения гражданского процессуального права.

    ОтветитьУдалить