понедельник, 17 октября 2016 г.

Домашнее   задание на  17-23 октября
Практические занятия по гражданскому процессу во втором потоке на этой неделе посвящаются теме «Защита интересов других лиц». Поскольку на лекции не удалось раскрыть содержание данного вопроса, необходимо проявить больше самостоятельности и настойчивости в изучении указанной темы.  В помощь для этого помимо учебной литературы, которую Вы можете получить в сети Интернет, в научной библиотеке, в кабинете кафедры гражданского процесса, Вам предлагается конспект лекции. Обязательно при подготовке к теме изучить законодательство, регулирующее участие прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в гражданском процессе. (Например, ФЗ «О прокуратуре РФ», Налоговый Кодекс РФ», ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О защите прав потребителей», Приказ Генерального прокурора «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» и др. Отдельное внимание желательно уделить постановлениям Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В частности, постановление Пленума ВС РФ от 20.01.2003 г. № 2 и др.)

Т.: Защита интересов других лиц в гражданском судопроизводстве.

1.     Участие прокурора в гражданском процессе. Основания и формы участия.
2.    Основания и формы участия в процессе государственных органов, органов местного самоуправления и других субъектов, защищающих права и интересы других лиц.

1. Участие прокурора в гражданском процессе. Основания и формы участия.
Основным началом гр. пр-са является диспозитивность, которая стимулирует активность сторон и 3-х лиц по защите своих интересов. Однако наряду с диспозитивностью сохраняется публичность гражданского процесса, выражающая заинтересованность государства в защите прав и интересов граждан, а также государственных и общественных интересов.  Носителями публичности гр. пр-са являются: во-первых, прокурор; во-вторых, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, а также иные субъекты, которые вступают в процесс для защиты прав и интересов других лиц. Вступление в процесс для защиты чужих интересов регламентируется процессуальным (ГПК РФ), а также материальным законодательством (ГК РФ, СК РФ, ЖК РФ и др.).
Главной проблемой, которая возникает при характеристике участия прокурора в ГП, является вопрос о месте прокурора среди иных лиц, участвующих в процессе.
Первая точка зрения по указанной проблеме заключается в признании прокурора стороной в гражданском процессе. Поскольку как утративший силу ГПК РСФСР, так и ныне действующий ГПК РФ при регулировании положения лиц, участвующих в деле, разделяют статусы представленных субъектов. Думается, что подобная точка зрения не является вполне обоснованной и на теоретическом уровне. Правовое положение прокурора имеет настолько много особенностей по сравнению со статусом сто­роны в гражданском процессе, что признание их исключениями из общего правила не представляет­ся возможным.
Прежде всего, прокурор (по должнос­ти, без приобретения специальных полномочий) является таким участником процесса, в обязаннос­ти которого входят защита прав, свобод и законных интересов других лиц (п.1 ст. 45 ГПК РФ). Помимо названных особенностей положения прокурор в процессе, существуют иные отличия в его статусе по сравнению со  сторонами в процессе. Так, прокурор не несет каких-либо судебных расходов (п.2 ст. 45, п.п. 14 п.1 ст. 89 ГПК РФ), ему не может быть предъявлен встречный иск, т.к. он предъявляется истцу по делу, прокурор не может закончить дело мировым соглашением (п.2 ст. 45 ГК РФ).
Итак, можно сделать вывод, что прок-р не является стороной в процессе и согласившись с мнением М.С.Шакарян определить, что прокурор, не являясь субъектом спорного правоотношения и не имея возможности распоряжаться материальным правом, при предъявлении иска занимает положение истца в процессуальном смысле. Говоря о статусе прокурора следует говорить, что прокурор является особым участником процесса, основными задачами которого является защита общественных благ и интересов общества, охрана правопорядка. Также анализ ч.2 статьи 38 ГПК РФ позволяет говорить о том, что истцом является лицо, в интересах которого начато дело по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав и интересов других лиц, Таким образом материальный истец – лицо , в интересах которого начато дело, а процессуальный истец – лицо, подавшее заявление в интересах других лиц. Здесь речь идет как о прокуроре, так и лиц, указанных в статье 46 ГПК РФ.
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" определяет прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В ГПК РФ базовой статьей, регулирующей участие прокурора является ст. 45. Согласно названной статье выделяют две формы участия прокурора в гражданском процессе:
1) путем обращения в суд с заявлением в интересах других лиц. Это возможно, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;
2) путем вступления в уже начатый процесс для дачи заключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. Примечательно отметить, что несмотря на минимизацию участия прокурора в гражданском процессе с принятием действующего кодекса от 14.11.2002 г. (ограничение участие прокурора по гражданским делам относительно ГПК РСФСР, который допускал подачу заявления в интересах граждан по любой категории дел без всяких ограничений), федеральным законом от 5 апреля 2009г.  расширен круг дел, по которым прокурор вправе подавать заявление в интересах других лиц.  Это связано с тем, что у нас еще не существует адвокатской монополии, интересы граждан нарушаются органами государственной власти и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В законе нет прямого указания, однако, исходя из процессуального положения и цели участия прокурора в процессе, ему не может быть предъявлен встречный иск.
Здесь же впервые прямо предусмотрены правовые последствия отказа прокурора от поданного им заявления в интересах других лиц. По ГПК РСФСР они не были прописаны и вызывали на практике неоднозначность. Сейчас в названной статье прямо предусмотрено, что в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку прокурор действует в процессе в целях защиты прав, свобод и законных интересов лица или лиц, чьи права были нарушены, решающими для движения дела являются решения этих лиц. Отказ прокурора от иска не лишает лицо права рассмотрения дела по существу. С другой стороны, если гражданин, в интересах которого подан иск или его законный представитель, решает отказаться от иска, прокурор не может продолжать отстаивать его интересы. Если это не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц, дело подлежит прекращению.
Что касается второй формы участия прокурора в гражданском процессе -  вступление в уже начатый процесс по инициативе других лиц для дачи заключения. Эта форма носит для прокурора обязательный характер. Так прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Эти случаи прямо должны быть указаны в законе. Например, ст. ст. 273, 284, 288 ГПК РФ, ст.ст. 70, 72 СК и др.  Таким образом, если в суде возникают такие дела, прокурор должен быть извещен о времени и месте рассмотрения дела. Однако неявка прокурора, не является препятствием к разбирательству дела (ч.3 ст. 45 ГПК).
На изменение функции прокурора в гражданском процессе указывает значение, которое законодатель отводит заключению прокурора в судебном разбирательстве. В отличие от ГПК РСФСР, где это заключение было составной частью судебных прений и подлежало оглашению прокурором до удаления суда в совещательную комнату, в ГПК РФ заключение прокурора стало составной частью рассмотрения дела по существу (ст. 189 ГПК). Тем самым, законодатель придал заключению прокурора другой правовой смысл.
Так как заключение прокурора дается до судебных прений, оно имеют своей целью оказание помощи не суду, а другим лицам, участвующим в деле, в правильном определении искомых юридических фактов по делу и четком формулировании своих возражений по существу рассмотренного дела и представленных доказательств. Таким образом, прокурору отводится роль «специалиста в области права», а не государственного органа, выполняющего функции по защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.
Нигде не оговаривается в какой форме должно быть дано заключение прокурором и что конкретно оно должно содержать. Представляется для суда, самих сторон и дальнейшей отчетности перед вышестоящим прокурором целесообразно оформление письменного заключения прокурором и его приобщение к материалам дела. В заключении следует обосновать значимость рассматриваемого дела, дать анализ и оценку исследованных доказательств, сослаться на закон, регулирующий данные правоотношения и высказать свою позицию как должно быть разрешено дело (удовлетворить или отказать в удовлетворении исковых требований).
Анализ положений ст. 45, ст. 189 ГПК РФ не позволяет найти четкого ответа на вопрос: может ли прокурор, возбудивший гражданский процесс в интересах определенного лица, давать в этом же процессе заключение по делу? Отсутствие в ГПК РФ запрета прокурору, возбуждающему процесс, давать заключение по делу позволяет прийти к выводу, что прокурору предоставлено такое правомочие. Это положение закона нарушает право лица, привлекаемого по такому делу к ответу, на судебную защиту. На стороне истца выступает квалифицированный юрист, наделенный полномочиями давать заключение по делу, которое носит для суда рекомендательный характер и должно быть учтено и отражено им при вынесении решения. На стороне ответчика такого представителя не может быть, речь представителя ответчика в судебных прениях не носит рекомендательного характера для суда. Эта ситуация не позволяет говорить о процессуальном равенстве сторон в гражданском процессе, тем самым нарушается положение ст. 123 Конституции, согласно которому судопроизводство строится на началах состязательности и равенства участников процесса. В ГПК РФ должно быть отражено положение, по которому прокурор, возбуждающий гражданский процесс, не может давать заключение по делу, что позволит принимать законные и обоснованные решения.
Изменение процессуального положения прокурора выражается и в реа­лизации общего права лица, участвующего в деле, на обжалование судебных постановлений. Прокурор лишен права обжаловать судебные постановления в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, если не участвовал в деле (ст.320 ч. 2, ст.376 ч.3, 3911ч.3 ГПК РФ). Средством обращения прокурора в эти вышестоящие инстанции является представление. Ранее это был протест.
Участие в рассмотрении дела предполагает не личное участие прокурора по конкретному делу, а наличие в федеральном законе оснований, предусмат­ривающих участие прокурора в суде первой инстанции. Этой точки зрения придерживается Верховный Суд РФ, который в постановлении Пленума от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» указал на то, что решающим критерием определения права прокурора обращаться с представлениями в вышестоящие суды является его соответствие требованиям ст. 34, 35, 45 ГПК РФ.
Таким образом основанием участия в гражданском процессе прокурора является прямое указание закона. По ГПК РСФСР основаниями вступления в процесс прокурора были также указание Генерального прокурора, определение суда.
Многие ученые предполагали, что с принятием ГПК РФ существенно изменится концептуальный подход к гражданскому процессу. С принятием ГПК РФ никакой новой концепции гражданского процесса не было разработано. В нем дальнейшее развитие получило диспозитивное начало процесса, но в положениях кодекса все еще четко не определена роль прокуратуры в судебном разбирательстве.

2. Основания и формы участия в процессе государственных органов, органов местного самоуправления и других субъектов, защищающих права и интересы других лиц.

В качестве субъектов, защищающих "чужие" интересы ГПК РФ выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан. ГПК РФ предусматривает две формы участия в гражданском процессе названных субъектов. Они аналогичны формам участия прокурора, о которых говорилось выше: обращение в суд с заявлением в интересах других лиц;
2) вступление в уже начатый процесс по инициативе  других лиц  для дачи заключения.
Первая форма закреплена в ст. 46 ГПК РФ, которая ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц случаями, предусмотренными законом и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей. Субъект ст. 46 ГПК РФ при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Поэтому, указанные органы можно признавать в процессе заявителями иска, процессуальными истцами (см.1-й вопрос данной темы), лиц, чьи интересы защищаются, - истцами.
Закон предоставляет рассматриваемым субъектам значительный объем прав. Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, предоставлены практически все процессуальные права и обязанности стороны за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов. Иначе говоря, закон разрешает данным субъектам без согласования с лицами, чьи права и свободы защищаются, изменять основания и предмет иска, объем исковых требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение. У стороны при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный "рычаг" - отказ от иска, однако данное действие пресекает повторную подачу иска. По мнению ученых процессуалистов, если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения - прибегать к процессу для защиты своего права или нет, то оно должно быть также свободно и в осуществлении процессуальных прав после возбуждения гражданского дела.
Аналогично нормам, регламентирующим участие прокурора в гражданском процессе, отказ от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, не влечет прекращения дела, если эти лица  или их законные представители сами продолжают поддерживать исковые требования. И наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.
Вторая форма участия в процессе государственных органов и органов местного самоуправления – вступление в уже начатый процесс для дачи заключения по делу закреплена в ст. 47 ГПК РФ. Привлечение указанных органов в процесс может быть обязательным или факультативным. Так, в обязательном порядке при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК РФ), с усыновлением (ст. 125 СК РФ, ст. 272 ГПК РФ), с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК РФ), с эмансипацией (ст. 288 ГПК РФ), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться и в иных случаях.
Инициатором привлечения в процесс указанных субъектов могут выступить они сами, лица, участвующие в деле, или суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.
Целью вступления в процесс государственных органов Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Таким образом в отличие от оснований участия прокурора для органов государственной власти, местного самоуправления выделяют следующие: прямое указание закона или привлечение в процесс по инициативе суда.

Заключение данные органы дают в письменной форме. В письменном заключении органы государственной власти и местного самоуправления формулируют свое мнение по делу. Если они участвуют по первой форме, то выступают в судебных прениях первыми (ст. 190 ГПК РФ). Если участвуют по второй форме – на этапе окончания рассмотрения дела по существу (ст. 189 ГПК). Заключение органа государственной власти, местного самоуправления для суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он должен обосновать такое несогласие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий